Capoeira history
Капоэйра того времени была мало похожа на современную. Вот письменное описание немецкого художника Рюгендаса, автора картины “Капоэйра, танец войны” (“Capoeira, danse de la guerre”):
Йоганн Мориц Рюгендас, «Капоэйра, танец войны»
“У негров есть еще одно воинственное развлечение, куда более опасное – капоэйра: два участника бросаются друг на друга, пытаясь ударить головой в грудь противника, которого пытаются сбить с ног. Нападения избегают в равной мере ловкими уклонами в стороны и уловками, но бросаясь друг на друга, они случается с такой большой силой ударяются головами, что не редко игра превращается в драку, и в ход идут ножи, заливая спорт кровью”.
В этом описании нет акробатических прыжков, движений на земле, ударов ногами и беримбау. В те дни капоэйру сопровождали только атабак (похожий на барабан-конго), хлопки в ладоши и пение, как показано на рисунке Рюгендаса.
В 1814 году любые формы культурной самоидентификации чернокожего населения повсеместно стали запрещаться. Под запрет также попала и капоэйра… Мастер Нештόр Капоэйра в своей книге «Маленькая книга о капоэйре» называл следующие причины:
- она придавала африканцам национальное чувство;
- она развивала уверенность в себе у практиков капоэйры;
- она создавала маленькие сплоченные группы;
- она создавала опасных и быстрых бойцов;
- иногда рабы увечили друг друга во время игры, что было нежелательно с экономической точки зрения.
Толчком для запрета послужило прибытие в Бразилию в 1808 году португальского королевского дома во главе с кронпринцем Доном Жоао VI, впоследствии ставшего королём.
В 1888 году вышел судьбоносный для черного населения «Золотой закон» отменяющий рабство. С одной стороны, негры стали свободными, с другой – вчерашние рабы, не имевшие образования, не знали, как адаптироваться к новым для них условиям.
Волны чернокожих малограмотных людей двинулись в большие города, а вместе с ними в города пришла и капоэйра, быстро ставшая оружием грабителей, рэкета и прочего криминалитета. Это привело в 1882 году к принятию закона, запрещающего практику капоэйры. Впоследствии были созданы специальные подразделения полиции для борьбы с капоэристами. По иронии судьбы, ответственным за эту борьбу был назначен Сампайу Фэрраз, который сам был отличным практиком капоэйры. Этот период дал целую плеяду известных капоэйристов, которые до сих пор живут в песнях и легендах: Безору Мангагна, Мандука да Прайа, Мария Дози Оменс, Нессименто Гранде.
Следующая веха в развитии капоэйры неразрывно связана с двумя мастерами – мастером Бимбой и мастером Паштинья.
Мануэл дос Рейс Машаду (Manuel dos Reis Machado, 1900-1974) известный миру капойэры как мастер Бимба в 1930 году организует показательные выступления во дворце губернатора Сальвадора, Хураси Магалайса. Именно после этих выступлений была инициирована отмена запрета на капоэйру. Спустя два горда в Сальвадоре мастер Бимба открывает первую официальную школу капоэйры Акадѐмия Эскола де Култура Режионал (Academia-escola de Cultura Regional), в которой преподаёт свой авторский стиль капоэйры названый Региональная борьба Баии (Luta Regional Baiana). Он же первый кто внёс аттестацию (форматуру) в капоэйру.
Мастер Паштинья, настоящее имя Винсенте Ферейра Джоаким Паштинья (Vincente Joaquim Ferreira Pastinha, 1889 – 1981) организовал в 1941 году свою школу, послужившая началом направления в капоэйре известным как Капоэйра Ангола. Считается, что именно Капоэйра Ангола сохранила в себе традиции капоэйры начала века. Также мастер Паштинья первым ввёл форму для практики капоэйры: футболку жёлтого цвета и черные штаны.
Мастера Бимба и Паштинья были не единственными выдающимися мастерами, и далеко не все современные мастера капоэйры ведут свою преемственность от них. Но именно с этих двух мастеров начинается отсчёт в современной капоэйре.